В Школе редакторов бюро три ступени, на каждой — строгий отбор. На вторую ступень проходит 30 студентов из 100, на третью — только десять. Если кто-то отказывается — приглашение получает следующий по рейтингу. Так школа отбирает тех, кому надо.
Весной 2017-го отбор не сработал: на третьей ступени учились только семеро студентов. У всех были свои причины. Кто-то не хотел идти, потому что устал после первых двух ступеней. Другие уже работали новую работу. Третьи не собирались вести собственные проекты и не видели смысла тратить 60 тыс. на то, что им потом не пригодится. Но были и те, кто просто не придумал тему.
Вот как справлялись с этой проблемой мои сокурсники, редакторы и дизайнеры.
Не стесняться
Придумать хорошую тему сложно. Проект на третьей ступени школы — это информационный продукт с ясным полезным действием, а если арт-директор Максим Ильяхов — то и с реалистичной монетизацией.
Если вам кажется, что вам такое пока не по силам, я вас понимаю. Но посмотрите на это с другой стороны: вы пришли в школу, чтобы стать круче, и уже сделали много такого, на что бы раньше не замахнулись. После школы ничего не изменится — чтобы двигаться дальше, придется замахиваться на все более сложные задачи. Дипломный проект — просто еще одна из таких задач. Даже если он провалится, вы все равно прокачаетесь.
Подойдите к поиску темы как к еще одной задаче: сформулируйте полезное действие темы и подумайте, как его выполнить.
Посмотреть вокруг
Самый очевидный вариант — попытаться решить какую-то проблему, с которой вы сталкиваетесь в жизни. Вы уже знаете матчасть и примерно понимаете, в каком виде хотите результат, поэтому сформулировать полезное действие просто.
Алан Каджаев тратил много времени на оформление списка литературы и придумал сервис «Фастлит».
Андрей Ерес мучался с планированием поездок по ГЭС и научился наглядно отображать уровни и расход воды в реках с помощью «Гидрографа».
Дима Ларин столкнулся с проблемой развития музыкального слуха у новичков и сделал приложение «Питчи».
Мне было больно видеть, как на второй ступени мои сокурсники придумывают классные тесты, а после сдачи задания их бросают, потому что не умеют программировать. Чтобы тест можно было доделать и положить в портфолио, я придумал сервис «Сделыватель тестов».
Илья Бирман рассказывает, как придумать тему для личного проекта.
Недостаток такого варианта в том, что к началу третьей ступени вы уже должны быть в теме. За пару недель очень сложно найти какую-то конкретную проблему, изучить матчасть и понять, какое решение подойдет. Насколько я сумел понять, большинство спотыкалось именно на этом. Но такой вариант диплома — не единственный.
Найти клиента
Если не удается придумать проблему самому, пусть за вас это сделает клиент. Он уже знает, что ему нужно, и вам только остается из него это вытащить. Хорошо всем: вы получаете готовую тему для диплома, клиент — продукт уровня бюро, школа бюро — выпускника с работающим проектом. В качестве бонуса — шанс договориться, что обучение оплатит клиент.
Света Кирпа сделала проект для издания FitUnion: серию постов и руководство по созданию публикаций в Инстраграме.
Оцените работоспособность и живучесть проекта. Клиент теперь может легко создавать посты, которые хорошо видны в ленте и ассоциируются с его изданием. Даже если Света решит, что ей больше не хочется им заниматься, благодаря руководству качество постов не пострадает.
Недостаток клиентского варианта в том, что согласовывать результат надо и с клиентом, и с арт-директором. Зато и опыта больше.
Что-то переделать
Если у вас уже есть проект, третья ступень — шанс переделать его с помощью бюро. Идея уже есть, полезное действие понятно, остается сформулировать, что и зачем вы переделываете.
Наташа Волыхина переделала главную страницу фотосервиса для путешественников «Вандерласт».
Юля Кириллова сделала мобильную версию схемы метро Сингапура.
Александр Ким выпустил новую версию сайта детской организации НОРД «Русь».
Кажется, что переделать что-то готовое — проще всего. Но есть проблема — нужно доказать, что переделка необходима. Поправить пару кнопок на сайте и выпустить его как дипломный проект не получится.
Собрать портфолио
Когда начинающие дизайнеры спрашивают, откуда брать проекты для портфолио, им советуют сделать портфолио своим первым проектом. Подумайте, чем хотите заниматься после школы, и расскажите об этом будущим клиентам и работодателям. Такой проект неубиваемый, и у него очевидная монетизация.
Посмотрите, как шикарно с этой задачей справился Миша Голев с помощью интерактивного рассказа о гомеопатии.
Сложность в том, что арт-директор может не согласиться, если вы просто соберете свои школьные работы на странице и скажете, что это диплом. Придется придумать что-то оригинальное.
Обратиться к своему хобби
Если вы страстный рыболов и хотите поделиться своим увлечением с другими, попробуйте сделать на эту тему диплом. Вам точно интересно будет этим заниматься. Но учтите, что придется найти полезное действие. Просто показать свой улов будет мало — придется рассказать, где и как поймать сома на 120 кг и почему этим стоит заниматься.
Глеб Крауклиш рассказал, кто мы такие и откуда родом на сайте «Эволюция человека».
Благодаря Глебу я полез читать Маркова и понял, как мало знаю о биологии и антропологии. Полезное действие налицо. Но вытаскивать его из своего хобби очень сложно: интересы у всех разные, и есть риск сделать проект «для своих».
Хотите вдохновиться — поизучайте дипломы разных наборов на сайте бюро и попытайтесь для себя ответить, как к ним пришли и зачем их сделали.
Не видите для себя пользы в третьей ступени — не насилуйте себя. Это огромная нагрузка, пот, кровь и кишки. Я понял, что ничего не умею, и половину времени боролся с паникой, потому что опять все пропало. На защите Артем Горбунов сказал, что проекты мы сделали грубой силой, и это правда. Если вы допускаете план Б, терпения на диплом не хватит.
Но если вы готовы идти до конца, придумать тему для диплома вам тем более по силам.
Комментарии в Фейсбуке
См. также: Что вы знаете о третьей ступени? Тест для студентов Школы редакторов